1) Повышение эффективности энергетических установок судов, обслуживающих корабли Военно-морского и Росморречфлота
Фундаментальное исследование НИР направлено на повышение эффективности дизельных установок судов, обслуживающих корабли Военно-морского и Росморречфлота путем поддержания их в исправном техническом состоянии автоматическим регулированием теплового состояния (ТС) в условиях выполнения боевых задач, а также при стоянке этих судов на якоре или у пирса. Это достигается: автоматизацией предпусковых и пусковых операций, а при отсутствии круглосуточной вахты применением теплоаккумулирующего материала; автоматизацией операций рабочего обслуживания дизеля на неустановившихся и установившихся режимах; автоматизацией операций нормальной и аварийной остановки дизеля.
В проекте используются новые методы и средства автоматического регулирования ТС, главными из которых являются теоретически обоснованные электронные терморегуляторы (ТРГ). Перспективным является терморегулятор с твердым наполнителем (ТН) и термоэлектрическим модулем (ТМ), который может работать как в режиме нагревателя, так и в режиме охладителя (эффект Пельтье), увеличивая при этом быстродействие ТРГ. Используя электронные ТРГ и элементы автоматики, совершенствуются системы пуска, охлаждения (СО), смазки, наддувочного воздуха (СНВ), нормальной и аварийной остановки, утилизации отработавших газов (СУОГ). При совершенствовании систем будут использованы известные апробированные теории, включая общепризнанные положения теории сгорания топлив в дизелях, классические методы математического моделирования, способы системного, статического анализа и обобщенных функций, апробированные на практике расчетные методы определения качества работы дизелей.
Утилизация ОГ позволяет: рециркулировать отработавшие газы; получить источники теплоты и холода в абсорбционной холодильной машине (АБХМ), которые могут быть использованы для регулирования ТС дизеля и улучшения бытовых условий экипажа; использовать тепловой насос для повышения эффективности энергетической установки судов.
Таким образом, проект решает актуальные задачи по разработке и совершенствованию методов и средств автоматического регулирования ТС. Уровень значимости проекта состоит в том, что проект отличается перед существующими аналогами, практическое его применение может дать положительный эффект. Результаты исследования представляют научную новизну и могут быть использованы при выполнении прикладного исследования и НИОКР. Модернизированные рабочие системы позволяют поддерживать требуемое оптимальное ТС дизеля, повысить технико-экономические показатели рабочего процесса на всех режимах работы дизеля и поддерживать обслуживающие суда в исправном техническом состоянии, что дает возможность повысить боеготовность кораблей ВМФ и Росморречфлота и безопасность РФ.